Яндекс.Метрика

Мария Гильванова

16.09.2020

В Екатеринбурге представили шедевры русского авангарда

Шедевры русского авангарда собраны на новой выставке в галерее Ельцин-центра. В 1920-х полотна собирали, чтобы воспитать вкус к новой живописи в российской провинции. Затея провалилась, но век спустя проекту дают второй шанс.

Мягкие линии, нежные цвета и женское тело – в 1921 году эта картина Георгия Лазарева произвела фурор на выставках сразу в нескольких городах. Спустя почти сто лет она же стала акцентом новой экспозиции в галерее Ельцин-центра – теперь это часть рассказа о том, как развивалось искусство после революции. «Первые годы художники действительно ощутили такую невероятную свободу, им казалось, что они могут делать все, что они хотят. Кроме того, государство еще поддерживало их финансово. Очень хороший такой срез искусства, которое представлено на этой выставке, до того как появились какие-то ограничения, цензура, когда еще все было возможно», – рассказала куратор выставки, лектор Института Курто /Лондон/ Наталья Мюррей.

Здесь те самые работы, которые в 1921 собрал московский архитектор Евгений Медведев. Он мечтал сделать передвижную выставку по Вятке и приобщить к современному искусству жителей малой родины. Правда идея не увенчалась успехом: спустя 2 показа коллекция из 300 с лишним работ осела в  Яранске. «Там была ковровая развеска, там несколько рядов было, и моя цель как куратора – восхищение перед этими людьми», – говорит директор Вятского художественного музея имени Васнецовых /Киров/ Анна Шакина.

Сообщи новсть

Новую выставку готовили 2 года. За это время в фондах музеев Кировской области среди работ вятских и казанских художников обнаружились и холсты именитых авангардистов: Федора Федоровского, Александра Родченко и Василия Кандинского. «Мы все время что-то обнаруживали новое. Мы искали биографии всех художников, их фотопортреты, которые практически мы все нашли, ну за небольшим исключением они все опубликованы в каталоге нашем, мы реставрировали многие работы», – сказал соавтор выставки, редактор «Энциклопедии русского авангарда» Андрей Сарабьянов.

Так что среди картин есть и те, которые еще никогда не выставлялись – екатеринбуржцы увидят их в числе первых.