Яндекс.Метрика

Мария Гильванова

09.08.2018

Выставку из коллекции Казимиры Басевич назвали «Владелица красного коня» 

Уникальная выставка из собрания Казимиры Басевич открывается в Музее изобразительных искусств. Среди экспонатов – картины Бенуа, Рериха, Серебряковой и знаменитая на весь мир картина «Купание красного коня».

Этот сюжет знает каждый. Озеро, огромный красный конь, который даже не умещается на полотне, и молодой обнаженный всадник. Сегодня картину Кузьмы Петрова-Водкина встречают на Урале. «Именно это произведение на протяжении почти 20 лет было символом, знаком, формулой здания Третьяковской галереи на Крымском валу, коллекции, посвященной 20 веку, потом была разработана какая-то иная концепция композиции. Сейчас мы возвращаемся к тому, чтобы поместить это полотно опять о главу угла», – сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Но шедевром эту работу считали далеко не всегда. У картины был сложный путь. Ее вывезли из Советского Союза в 1914 году, в страну она вернулась лишь в 50-м благодаря вдове художника. Здесь полотно выкупила ленинградский коллекционер Казимира Константиновна Басевич. В её собрании были десятки картин, скульптур и предметов старинной мебели.

Сообщи новсть

Казимира Константиновна не имела прямых наследников и понимала, что после её смерти коллекция может попасть в руки мошенников. В 1961 году она написала своё первое завещание, по которому в Третьяковскую галерею передала 10 картин.
Остальную часть коллекции унаследовала внучатая племянница коллекционера, свердловский архитектор Рэна Михайловна Лотарёва. И в этом году история продолжилась – незадолго до смерти Лотарёва решила передать богатейшее собрание в два музея: Третьяковскую галерею и Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Так на Урале появились картины Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и эскиз «Троицы» работы Петрова-Водкина. «Мы знали, что он существует, что он должен был быть такой законченный эскиз, потому что известно, что Петров-Водкин, прежде чем преступить к работе, детально разрабатывал образы, чтобы переносить на стену или витраж», – рассказала заведующая отделом Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ольга Горнунг.
Больше чем полвека наследие Казимиры Басевич было раздроблено между несколькими городами России. И лишь на экспозиции в Екатеринбурге собрание воссоздано вновь, как когда-то в квартире теперь уже легендарного коллекционера.