Яндекс.Метрика

Анастасия Тарбеева

15.05.2019

В Оперном театре готовятся к премьере оперы «Три сестры»

В ожидании лучшего будущего. Российская премьера оперы «Три сестры» состоится завтра в Екатеринбурге. Одним из двух дирижёров на первом показе будет сам композитор, Петер Этвёш. Сильно ли отличается опера от чеховского текста?

Не драматическая постановка, но и не опера в привычном понимании. Постановку «Три сестры» венгерский композитор Петер Этвёш написал более 20 лет назад и впервые опера, созданная по пьесе Чехова, звучит в России на сцене УралОперабалета.

В основе сюжета жизнь семьи Прозоровых – трёх сестёр Ольги, Маши, Ирины и их брата Андрея. Но дословно следовать тексту в опере не стали, каждое действие посвящено одному из персонажей. «Опера написана очень необычно, автор взял не просто линейный сюжет, он взял фрагменты, вычленил куски, сложил их по-своему и пропустил через себя. И в итоге получилось удивительное, особенное восприятие Чехова. Герои всё время говорят, что грядут перемены и нас ждёт великое будущее, и для меня это то, о чём люди говорят и сейчас», – сказал режиссёр-постановщик Кристофер Олден.

Сообщи новсть

Маша и Ирина обе выбирают между двумя мужчинами, Андрей разрывается между сёстрами и женой Наташей – все истории это треугольники. Эту тройственность композитор отразил и в музыке. «Чехов написал комедию, ставят её как трагедию, в музыке тоже есть минор и мажор, и есть специальные музыкальные интервалы – тритоны, они создают драматичность, говорят: что-то сейчас произойдёт», – рассказывает композитор Петер Этвёш.

Сначала опера задумывалась как камерная, но для такого сюжета этого оказалось мало, так что в постановке теперь действуют сразу два оркестра. Один из них разместился на сцене. А оставшееся пространство постановщики превратили в зал ожидания. «Само пространство – это межпространство, это мир между мирами, зал ожидания, невозможно конкретизировать, создать уют в этом месте, все персонажи стараются это сделать по-своему», – говорит художник-постановщик оперы «Три сестры» Ираклий Авалиани.

Опера всегда исполняется на русском языке. Но партии далеко не самые простые. «Здесь много разговоров, криков, выкриков, но при этом в какой-то момент я могу подключать голос, чтобы это был крайний верх и крайний низ. Когда мы поём классический репертуар, мы не имеем права на кого-то покричать, это сразу отразиться на качестве голоса», – объясняет солистка оперы «УралОперабалет» Ольга Тенякова.

Каждая из трёх сестёр в этой опере представляет какую-то эпоху: чеховское время, середину прошлого века и современность. Ведь ожидание лучшего будущего, в котором пребывают герои – тема на все времена.