ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ГЛАВНОЕ
Экскурсию по достопримечательностям Билимбая провели для Сергея Прокопьева

Экскурсию по достопримечательностям Билимбая провели для Сергея Прокопьева

19 апреля 2021

Домой на побывку. Екатеринбургский космонавт Сергей Прокопьев приехал погостить в родной город и практически сразу отправился за его пределы.

Экскурсию по одной из главных достопримечательностей Билимбая сегодня проводят для особого гостя — космонавта Сергея Прокопьева. Да и само место более чем необычное.

Среди прихожан он, конечно, известен под другим именем. Свято-Троицкая церковь была заложена еще в 1820 году и на протяжении 59 лет усилиями предпринимателей Строгановых постоянно достраивалась. При советской власти храм был закрыт, купола и кресты сняты. А эвакуация промышленных предприятий в 1941 году навсегда вписала Билимбай в историю ракетостроения.

В годы войны в помещениях бывшего храма располагались три конструкторских бюро. Именно здесь в обстановке строжайшей секретности разрабатывались чертежи первого реактивного самолета Би-1, фактически проложившего человечеству дорогу в Космос.

А потому побывать здесь для Сергея Прокопьева стало делом чести. Сам родом из Екатеринбурга, в 2018 году он провел 196 суток на МКС и дважды выходил в открытый Космос. В ожидании новой экспедиции он вернулся на малую родину и первым делом решил посетить место, ставшее настоящей колыбелью для ракетостроителей и космонавтов.

Первый советский ракетный самолет удалось изготовить в считанные недели. Конструкция была проще некуда — фанера, ткань и реактивный двигатель. «Поставлена была задача, чтобы пойти в массовое производство любому образцу, он должен быть прост, надежен и удобен в производстве. Изготовляться самолет Би-1 мог на любой мебельной фабрике. Немецкая разведка Гитлеру доложила: «Русские сошли с ума, они сделали деревянную ракету» после первого удачного запуска с аэродрома Кольцово в 42-м году», — рассказывает общественный деятель Андрей Моисеев.

Правда за простоту конструкции приходилось расплачиваться: самолеты были фактически одноразовыми, первые образцы разрушались еще на земле. После гибели летчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи производство было остановлено и до фронта Би-1 так и не добрался. Зато разработки инженеров-конструкторов заинтересовали Сергея Павловича Королева.

Именно поэтому позже Юрий Гагарин отметил, что без полета Григория Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года. И это знают все современные космонавты. «Условия здесь, конечно, были не самые прекрасные, если сравнивать с конкурентами нашими из Германии и США, как они работали, и сравнить с нашими, то сравнения никакого нет. Только мужество и отвага наших инженеров, ученых и их пытливый ум помогли здесь создать эти вещи», — говорит космонавт Сергей Прокопьев.

И подвиг советских инженеров-конструкторов и летчиков-испытателей собираются увековечить: рядом с храмом, который тоже уже начали восстанавливать, общественники при поддержке Сергея Прокопьева планируют установить монумент. На его вершине будет макет того самого самолета Би-1, который помог нашим космонавтам взлететь выше неба.

Вверх