Домой на побывку. Екатеринбургский космонавт Сергей Прокопьев приехал погостить в родной город и практически сразу отправился за его пределы.
Экскурсию по одной из главных достопримечательностей Билимбая сегодня проводят для особого гостя — космонавта Сергея Прокопьева. Да и само место более чем необычное.
Среди прихожан он, конечно, известен под другим именем. Свято-Троицкая церковь была заложена еще в 1820 году и на протяжении 59 лет усилиями предпринимателей Строгановых постоянно достраивалась. При советской власти храм был закрыт, купола и кресты сняты. А эвакуация промышленных предприятий в 1941 году навсегда вписала Билимбай в историю ракетостроения.
В годы войны в помещениях бывшего храма располагались три конструкторских бюро. Именно здесь в обстановке строжайшей секретности разрабатывались чертежи первого реактивного самолета Би-1, фактически проложившего человечеству дорогу в Космос.
А потому побывать здесь для Сергея Прокопьева стало делом чести. Сам родом из Екатеринбурга, в 2018 году он провел 196 суток на МКС и дважды выходил в открытый Космос. В ожидании новой экспедиции он вернулся на малую родину и первым делом решил посетить место, ставшее настоящей колыбелью для ракетостроителей и космонавтов.
Первый советский ракетный самолет удалось изготовить в считанные недели. Конструкция была проще некуда — фанера, ткань и реактивный двигатель. «Поставлена была задача, чтобы пойти в массовое производство любому образцу, он должен быть прост, надежен и удобен в производстве. Изготовляться самолет Би-1 мог на любой мебельной фабрике. Немецкая разведка Гитлеру доложила: «Русские сошли с ума, они сделали деревянную ракету» после первого удачного запуска с аэродрома Кольцово в 42-м году», — рассказывает общественный деятель Андрей Моисеев.
Правда за простоту конструкции приходилось расплачиваться: самолеты были фактически одноразовыми, первые образцы разрушались еще на земле. После гибели летчика-испытателя Григория Яковлевича Бахчиванджи производство было остановлено и до фронта Би-1 так и не добрался. Зато разработки инженеров-конструкторов заинтересовали Сергея Павловича Королева.
Именно поэтому позже Юрий Гагарин отметил, что без полета Григория Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года. И это знают все современные космонавты. «Условия здесь, конечно, были не самые прекрасные, если сравнивать с конкурентами нашими из Германии и США, как они работали, и сравнить с нашими, то сравнения никакого нет. Только мужество и отвага наших инженеров, ученых и их пытливый ум помогли здесь создать эти вещи», — говорит космонавт Сергей Прокопьев.
И подвиг советских инженеров-конструкторов и летчиков-испытателей собираются увековечить: рядом с храмом, который тоже уже начали восстанавливать, общественники при поддержке Сергея Прокопьева планируют установить монумент. На его вершине будет макет того самого самолета Би-1, который помог нашим космонавтам взлететь выше неба.