Окунуться в театральную жизнь и услышать все, что происходит на сцене, теперь могут слабовидящие зрители в екатеринбургском Театре драмы. Здесь начали ставить спектакли с тифлопереводом специально для незрячих людей. Дебютной стала постановка «Железнова Васса мать» по пьесе Максима Горького.
Обычно театр начинается с вешалки, но не в этот раз — на входе людям с ограниченными возможностями здоровья выдают специальные приемники. Именно через эти наушники зрители узнают о том, что происходит на сцене: тифлокомментатор скрупулезно описывает окружающую обстановку.
Марина Нестеренко комментирует действие пьесы Горького «Васса Железнова». Такой рассказчик в театре для незрячих — один из главных героев, так что к премьере специалист готовилась не меньше труппы — изучала поведение героев, несколько раз читала произведение и по секундам просчитывала, когда нужно выступить с репликой. «Тифлокомментатор не имеет права залезать на актерские реплики, поэтому самое главное и самое сложное для него – это описать всё то, что происходит на сцене между актерскими репликами, описать декорации и костюмы до начала спектакля», — сказала тифлокомментатор Марина Нестеренко.
А также познакомить с главными героями. В этом спектакле одна из них — Васса Железнова. Это властная дама, которая когда-то была доверчивой и наивной девушкой. Но деньги наложили на нее свой отпечаток. И любовь, и счастье растворяются в жажде наживы.
Актерская игра и правильно подобранные реплики комментатора — вместе создают полную картину. Так, говорят зрители, появляется то самое чувство, которое так хорошо знакомо настоящим театралам и которого были лишены незрячие посетители. «Когда не было тифлокомментатора, я ходила с кем-нибудь. Мне на ушко говорили, что происходит на сцене. Это было дико неудобно, а сейчас всё понятно, всё хорошо и доступно», — отметила посетительница театра Татьяна Кирьянова.
Попасть на такие спектакли люди с ограниченными возможностями здоровья могут по записи. В ноябре для слабовидящих и незрячих на сцене поставят еще две пьесы: «Чайку» и «Мадам Рубинштейн».