ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
ГЛАВНОЕ
Бабиновский тракт. История дороги, ставшей самой дорогой в стране

Бабиновский тракт. История дороги, ставшей самой дорогой в стране

1 ноября 2021

Более четырёхсот лет назад на Урале появился Бабиновский тракт — сухопутная артерия, связавшая Восток и Запад.  Почему узкая лесная дорога стала самой дорогой в стране и как она повлияла на возникновение Российской Империи? Об истории Бабиновского тракта рассказываем в рамках подготовки к телемарафону в честь Дня народного единства.

Этот проселок на севере Урала и дорогой-то назвать неловко. Ширина метра два. Но именно эти метры во многом в ответе за то, что Смутное время закончилось, а Московская Русь стала Российской империей. Прорубленный уральским мужиком Артемием Бабиновым тракт почти век был самой прибыльной трассой страны.

В 1597 году Бабинов с помощниками закончили расчищать первый сухопутный путь за Урал. 260 верст прорубили за два года. «Через овраги, через небольшие болота, реки было проложено 37 мостов. И эта государева верхотурская дорога стала в 7 раз короче прежнего Вишеро-Лозьвинского водного пути изначально в Сибирь», — рассказала экскурсовод верхотурского музея-заповедника Вера Самойлик.

На восток ехали покорять, а затем и заселять Сибирь. На запад везли шкурки соболей и лисиц. Обычно по снегу. Телег Бабиновский тракт не признавал. Слишком много пней и коряг осталось в земле.

В музее Верхотурья главный транспорт и главный груз Бабиновской дороги рядом. На этих санях ехали купцы и конвой, что называется легковая модель. Впрочем, грузовик Бабиновской дороги, на котором везли меха, был всего-то втрое больше.  На один помещалось 400 меховых шкурок. На всю поклажу можно было купить несколько деревень

До 18 века своего золота у России не было. Добывали его, меняя сибирские меха на драгоценный металл. «Пушнину называли мягким золотом. Можно ее экономическую важность сравнить сегодня для России, она такая же как нефть была. В ряд лет доходы от пушнины доходили до 40 процентов от государственного бюджета», — сказал кандидат исторических наук Александр Палкин.

Проехавшая Бабиновским путем в Европу пушнина оплатила создание полков нового строя, начало петровских реформ и подготовку к Северной войне.

Когда в 18 веке с Урала повезут уже не соболя, а пушки — Бабиновская дорога окажется узким горлышком для этого чугунного потока. Новой России нужен новый путь. Железные караваны повезут Уральский металл по Чусовой. Теперь не тайга, а река сшивает воедино страну.

Отправлять барки с металлом по воде придумали в 1703 году. Каждую весну полсотни заводов сплавляли по Чусовой тысячи пудов металла. От Чусовой в Каму – потом в Волгу. Так река и вывела уральских промышленников в люди.

В музее истории и археологии Урала по сей день хранятся части барок. Этот якорь спасал деревянные суда от скал и штормов, а выстрелы сигнальных пушек призывали присоединиться к железному каравану новые барки. «Наше железо под маркой «Старый Соболь» уральское закупала Англия в том числе. И во многом мы Англию подтолкнули к промышленному перевороту. Для того, чтобы модернизировать свою промышленность, им надоело покупать у нас железо за дорого», — рассказал кандидат исторических наук Александр Палкин.

Спустя четыреста лет преемником Бабиновской дороги стал северный широтный коридор. Он теперь сокращает расстояния и открывает Западную Сибирь миру. А трассы Урала заполняют железные караваны нового времени. Неизменно одно.  Век за веком уральские дороги меняют людей. Люди меняют дороги. И вместе они меняют страну.

Вверх