Житель Каменска-Уральского самостоятельно освоил технику, с помощью которой художники много веков назад создавали каменные картины. В чём искусство Виктора Превысокова похоже на бажовского Данилу-Мастера?
Под натиском алмазного лезвия твёрдый камень в руках умелого художника меняется, словно пластилин. Приручает своенравный материал вовсе не Данила, а Владимир-мастер. В уральской глубинке он создаёт картины в стиле флорентийской мозаики. «Двух камней одинаковых не бывает, но у них есть своя тонкость какая-то. Это флорентийская мозаика, а есть ещё объёмная мозаика, люди делают фигуры, рыцарей. А у меня станки, всё самоделка», — говорит художник по камню Виктор Превысоков.
Собрать шлифовальный и отрезной станки помогли слесарные навыки. Днём Владимир чинит автомобили, ночью творит из камня. В коллекции мастера-самоучки уже целая галерея бабочек, будто застывших в камне, цветочных натюрмортов и осенних пейзажей. Открыл для себя камнерезное искусство он лишь в 60 лет. И вот уже 15-й год разноцветные минералы тянут его к себе будто магнитом. В магические свойства камня, говорит, верили ещё его предки.
Ценный материал камнерез ищет в свердловской деревне Чернушка. Говорит, там, где другие пройдут мимо он найдёт камень, что называется на вес золота. На месторождения Владимир выходит едва сойдёт снег, так и бродит по горам и рекам до первых заморозков.
В богатой коллекции камнереза — яшма, агат, морион и кварц. Путь к сокровищам, признаётся, иногда расчищает сама Хозяйка Медной горы.
«Хозяйка Медной горы тут большую роль играет. Рюмочку мы Хозяйке Медной горы в землю выливали, чтобы нам удачу принесла, чтобы она нас приняла как надо. Потому что не раз бывало, она так даст по голове, что оттуда едва уносишь ноги! Бывают обрывы, бывают оползни всякие», — рассказывает художник по камню Виктор Превысоков.
А однажды горная хозяйка привела к главной драгоценности его жизни. Святой лик на камне дал сил замахнуться на картину, которая станет жемчужиной его коллекции. В камне он решил изобразить всю Россию. Розовым родонитом выкладывает границу большой страны. Чёрным неоритом – реки, яшмой – горы.
Минералами Владимир Васильевич собирается выложить месторождения и других российских сокровищ – нефти, газа и угля. Работа ювелирная.
Похожую карту, только Франции, из уральских самоцветов в 1900 году создал Данила Зверев, который и послужил прототипом Бажовскому Даниле-Мастеру. Париж он представил красным турмалином, Марсель – изумрудом, Руан — сапфиром. По сей день шедевр хранится в музее Шато Компьени.
Где будет выставляться каменная карта России, мастер из Каменска-Уральского пока не решил. Но знает точно: его творение не должно покинуть границы региона.