Если раньше Урало-Сибирская роспись включала только Нижнетагильское направление — роспись по металлу, то теперь появилось еще и Каменск-Уральское направление — роспись по дереву.
Художница Елена Маклашова убеждена: любое искусство требует серьезного отношения. А потому, прежде чем приступить к творению, важно подготовить рабочую поверхность. Лишнюю краску убрать, нужную — хорошо растереть.
Оттенки красного, коричневого — это цвета железной руды, огня доменных печей. Включаются также цвета уральской природы — глубокие зеленые, оттенки песка, глины и цвет алюминиевого сплава — серый, потому что в Каменск-Уральском до сих пор добывают этот легкий металл. Такого колорита в традиционной Урало-Сибирской росписи не встретишь. А все потому, что Елена Маклашова создала свое, особое направление — каменское — как подвид Урало-Сибирской художественной росписи. «Оно родилось совсем недавно, буквально года три назад, до этого, в течение долгого времени, в нашей художественной школе преподавалась уральская роспись больше Нижнетагильского направления. Но поскольку у нас нет подносов, мы перешли на дерево постепенно», — рассказала создатель Каменск-Уральской художественной росписи Елена Маклашова.
«Сначала это были какие-то такие теоретические рассуждения, потом первые практические шаги, поиск именно характерных особенностей — что это будет? Вот что характерно для каменской росписи», — говорит директор ДХШ №1 Наталья Чильникина.
А потом появился колокольчик, не случайно, Каменск-Уральский все-таки — колокольная столица России. Он не похож на вычурные тагильские розаны, не похож он и на простое солнышко, характерное для Урало-Сибирской росписи. В каждом цветочке есть чаша колокольчика. «Можно увидеть множество сюжетов с каменскими колокольчиками, которые дети нашли самостоятельно. Это и кокошники они сами находят. И говорят, что наши каменские горожане — они очень яркие, самобытные, они добрые. И вот именно такими они видят наши цветочки», — поделилась создатель Каменск-Уральской художественной росписи Елена Маклашова.
Колокольчики разные: какие-то позвонче, поярче, а какие-то построже. Елена Николаевна решила соблюдать преемственность традиций. В Каменск-Уральское направление из Нижнетагильской художественной росписи перекочевал, например, двойной мазочек.
Сначала нужно почувствовать на палитре, как набрана краска. Какой цвет на палитре — такой и будет в материале.
То и дело окуная кисть в краску, двойным мазком художница вырисовывает силуэт птички. Кстати, в работах каменского направления урало-сибирской росписи стали появляться представители местной фауны: на деревянных поверхностях присутствуют лоси, белочки, куницы, глухари и тетерева.
В работах Каменск-Уральской художественной росписи встречаются и местные памятники архитектуры: дворцы культуры, храмы, каменные ворота. В каменском стиле уже начали рисовать и ученики Елены Николаевны — с удовольствием изображают то, что им понятно.
Ученики, признается Елена Маклашова, экспериментируют, фантазируют, продумывают композицию до мелочей.
Елена планирует и дальше развивать каменск-уральское направление художественной росписи. Художница подумывает организовать курсы для взрослых мастериц. Женщин, которые коротают время за каким-то творчеством, в Каменске-Уральском предостаточно, а потому, не сомневается художница, они вместе создадут артель «Каменский колокольчик» и зазвучат уже на весь Урал, а то и на всю Россию.