Уникальное открытие. В фондах Нижнетагильского музея-заповедника нашли работы русских авангардистов, которые давно считались утерянными. В советское время картины должны были списать, но сотрудникам музея удалось их спасти.
Несколько десятилетий здесь хранилась одна из главных загадок последнего времени. Эту картину Александр Лабас написал в 1926 году, но лишь недавно удалось установить, что русский авангардист изобразил здесь свою первую жену Елену Королеву. Долгое время работа считалась утерянной. Нашли ее в фондах Тагильского музея. «Смотрели, как она одета. Она симпатичная блондинка по описаниям. У нас не было ее фотопортрета, но она действительно блондинка. В 26 году картина написана, в начале 27 у нее родился ребенок. Округлость живота художник немного подчеркнул», — рассказывает руководитель научно-методического центра Нижнетагильского музея-заповедника Альфия Фахретденова.
А документальным подтверждением стали записи в инвентарной книге. В Нижний Тагил экспонат прибыл из Третьяковской галереи. Работ Лабаса сохранилось не так много, что придает картине особую ценность. Долгое время утраченной считалась и работа Павла Сурикова «Детский праздник». И это тоже одна из немногих сохранившихся работ авангардиста.
Творчество Павла Сурикова современники считали буржуазным, минпросвещение сочло, что они не представляют культурной ценности, и поручило их списать. Однако у работников Тагильского музея рука не поднялась уничтожить картины. Полотна сняли с подрамников, скрутили, как клеенку и спрятали. Ради искусства сотрудники музея пошли практически на преступление. «Выйдя из поле зрения, когда их сотрудники в буквальном смысле прятали, они смогли возродится, появится. Они находились на периферии и смогли сохраниться материально», — рассказала заведующая лабораторией экспертизы и реставрации УрФУ Тамара Галеева.
И до сих пор небольшие музеи из глубинки находят в своих фондах мировые шедевры. Так, например, в Ирбите хранятся подлинники Рубенса. Хотя картину, написанную еще в XVII веке, долго считали лишь копией.