Почти 400 тысяч рублей. Такой счет за электроэнергию получила семья из поселка Позариха Каменского района. Людей уже оставили без света, хотя злостными неплательщиками они себя не считают.
Для супругов Сутягиных их детей и внуков налобные фонари теперь единственный источник света в доме. Ни телефон зарядить, ни одежду постирать. К счастью, осталась хотя бы возможность готовить пищу на газу. Оказалось, что все они вдруг стали злостными должниками, не доплатив за электричество по квитанциям почти 400 тысяч рублей.
«В декабре первая пришла на 82 тысячи, по-моему. Потом в январе на 300 с лишним тысяч пришло. Приезжали ребята, говорят, вот нас послали отключить. У вас задолженность большая. Я говорю, ребята, я не считаю, что у нас есть задолженность. Это вы так считаете. Вы посмотрите, у нас ни одной задержки не было, мы ежемесячно платили», — посетовал житель Позарихи Николай Сутягин.
Когда стали разбираться, выяснилось, что всему виной, возможно, стали новые технологии, которые пришли в село четыре года назад.
Хозяева дома рассказывают: так называемый «Умный счетчик» энергетики установили вот в такой металлический шкаф и закрыли его на замок. При этом ни ключей, ни пульта управления от него хозяевам дома, по их словам, не дали и пояснили, что показания за потребленную электроэнергию будут передаваться автоматически. Однако, в какой-то момент в оборудовании, возможно, произошел сбой и данные перестали поступать в энергокомпанию.
Однако в самой компании утверждают, что счетчик на самом деле был исправен. И они готовы предоставить все распечатки по месяцам о количестве потребленной электроэнергии.
«Мы проанализировали показания, поступающие дистанционно с данного счетчика. Некорректной работы прибора учета зафиксировано не было. В зимний период зафиксирован рост нагрузки электропотребления, когда жилье обогревалось электрокотлом. Соответственно, в летний период — снижение электропотребления. По вопросам начисления, оплаты и выставления счетов необходимо обращаться к гарантирующему поставщику», — объяснил начальник управления реализации услуг «Свердловэнерго» Александр Белозерцев.
А вот у компании-поставщика электроэнергии иная точка зрения. Там заявили, что данные о количестве потребленной энергии к ним как раз не поступали. А потому начисления осуществлялись по среднему тарифу.
«Начиная с 2020 года, клиент не передавал показания приборов учета, поэтому начисления производились по среднему, что фактически меньше потребляемого электричества в его доме. В феврале 2023 года мы произвели перерасчет и на основании актуальных показаний появился такой долг», — отметила пресс-секретарь энергосбытовой компании Ольга Волкова.
По словам юристов, чтобы разобраться в ситуации собственникам необходимо обратиться с заявлением на обследование счетчика и взять распечатку имеющихся данных об энергопотреблении.
«В письменном виде требовать, во-первых, результаты обследования счетчика, что же там сетевая компания обнаружила и требовать произвести перерасчет», — рассказала юрист Екатерина Кузнецова.
В любом случае собственники уже решили обратиться в суд. А кроме того и в госжилинспекцию, чтобы окончательно разобраться кто прав, а кто виноват в этой, вот уж точно, «темной истории».